В органах внутренних дел Российской Федерации существует единый порядок приема, регистрации сообщений о преступлениях, происшествиях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности и принятия по ним решений.
Все сообщения граждан о преступлениях и происшествиях вне зависимости от места и времени их совершения, а также их полноты и формы предоставления, принимаются в любом территориальном отделе полиции круглосуточно независимо от территории оперативного обслуживания.
Сообщение о преступлении может быть подано письменно либо устно - сотруднику полиции, по телефону или иному виду связи.
При личном обращении с информацией о преступлении в дежурную часть полиции сотрудник обязан незамедлительно принять у гражданина заявление, выдать подтверждающий документ - талон-уведомление, в котором отразить свои данные, а также дату и время принятия заявления.
При поступлении сообщения о преступлении по телефону, сотрудник полиции обязан представиться, уточнить обстоятельства происшедшего, данные заявителя, зарегистрировать сообщение и организовать его проверку.
Стоит обратить особое внимание на то, что сообщение гражданином своих полных данных, точного адреса и обстоятельств происшествия имеет важное значение. Это поможет сотрудникам полиции своевременно отреагировать на сообщение и принять безотлагательные меры к задержанию правонарушителя.
Вне помещений ОВД сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники полиции.
Кроме того, сообщения о ДТП, единственным последствием которых являются механические повреждения транспортных средств и которые не требуют проведения проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, могут быть поданы гражданами непосредственно в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Регистрация данных сообщений производится в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими учет ДТП в органах внутренних дел.
По результатам рассмотрения заявлений граждан о преступлении сотрудниками полиции в пределах своей компетенции в течение 3-х, 10-ти суток принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности или подсудности в суд по делам частного обвинения.
В случаях необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов и предметов срок принятия решения по заявлению может составлять 30 суток.
О принятом по сообщению решении в обязательном порядке в течение 24-х часов информируется заявитель.
Обжаловать незаконные действия сотрудников полиции можно руководству органа внутренних дел по телефону или лично. При непринятии соответствующих мер в территориальных ОВД либо несогласии с принятым решением гражданин может сообщить об этом руководству Главного управления области.
О факте непринятия заявления о преступлении или о неправомерных действиях сотрудников полиции вы можете сообщить на «телефон доверия» системы горячей линии МВД России.
Начальник ОВМ
подполковник полиции Михаил Путько